Эксперты обсудили результаты реформы земельного законодательства Подмосковья

Эксперты обсудили результаты реформы земельного законодательства Подмосковья

В здании регионального парламента состоялась научно-практическая конференция «25-летний опыт развития земельного законодательства Подмосковья». Депутаты вместе с экспертами и представителями Правительства области изучили главные направления в работе над данной отраслью.

История земельного законодательства Московской области началась в 1993 году, когда был принят Земельный кодекс региона. Событие совпало с началом первой крупной земельной реформы в истории новой России, когда началась массовая приватизация земель сельскохозяйственного назначения, реорганизация колхозов и совхозов. Тогда же в Московской областной Думе, а ранее Совете депутатов области, велась активная работа по разграничению полномочий между муниципалитетами и региональной властью в части обращения земли.

Следующим этапом можно считать 2001 год, когда был принят Земельный кодекс Российской Федерации. Тогда перед депутатам области встала задача заново сформировать систему земельного законодательства региона – именно в этот период был принят закон «О регулировании земельных отношений в Московской области», который до сих пор является основным «земельным» законом Подмосковья.

В 2003 году был существенно переработан порядок предоставления сельскохозяйственных земель.

Однако помимо начало 90-х годов, наиболее крупной вехой в истории земельного законодательства региона стала федеральная реформа 2015 года.

«Началом крупнейшей земельной реформы можно считать 2015 год, когда вступили в силу изменения, внесённые в Земельный кодекс. Сама реформа направлена на оптимизацию предоставления земельных участков. С этого момента процесс стал значительно проще, прозрачнее и понятнее для людей. Московская область – один из первых субъектов Российской Федерации, который включился в этот процесс»,- открыл конференцию Никита Чаплин, первый заместитель Председателя Московской областной Думы.

Действительно, с 2015 года процедура предоставления земли стала значительно проще. Цифры говорят сами за себя: если в 2015 году было оформлено 35943 га государственной неразграниченной земли Подмосковья, то уже в 2016 году этот показатель вырос до 63235 га.

«Специалисты называют внесенные в кодекс поправки крупнейшей земельной реформой в стране за последние 14 лет, ведь изменения действительно носят глобальный характер. Процедура предоставления муниципальной земли значительно изменена и упрощена. Новая система предоставления участков из государственной собственности имеет детально прописанные процедуры прямого действия, с конкретными, достаточно недолгими сроками выполнения», – рассказал Владимир Шапкин, председатель Комитета Мособлдумы по имущественным отношениям и землепользованию.

Как рассказал и.о. министра имущественных отношений Подмосковья Андрей Аверкиев, новые правила предоставления земель показали высокую эффективность с точки зрения использования: «Мы смогли избавиться от ситуации, когда, например, строили дома на землях сельхозфонда. Нам удалось поставить «шлагбаум» на нецелевое использование земель – ввести ограничения, которые просто запрещали выдать землю без предварительной экспертизы. Например, на уровне Московской области были внесены изменения, которые обязали вносить плату в случае изменения статуса земли. Инвестор должен был, по факту, поделиться той прибылью, которую он хочет получить с участка, переоформляя его», – прокомментировал Андрей Аверкиев.

Одним из результатов проведённой земельной реформы стало развитие земель под конкретные инвестпроекты. Из федерального фонда были переданы 20 000 га. Средин них 343 га – для строительства инновационной зоны беспилотных летательных аппаратов в Жуковском, 284 га в Солнечногорском районе – под создание индустриального парка Mersedes.

Особую роль в развитии области сыграл закон о предоставлении земель без торгов. «Были установлены чёткие критерии инвестиционных проектов, руководствуясь которыми, правительство области смогло предоставить 16 тысяч гектар в аренду без проведения торгов нашим инвесторам», – рассказал Андрей Аверикиев.

Без торгов земля была предоставлена и таким крупным инвесторам, как ООО «ТиЭйч-Рус  Милк Фуд», ПАО «Газпромнефть-Центр» и «Мегга Парк». Всего же, как сообщил Игорь Дёмин, заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области, на предоставление земли без торгов было подано 280 ходатайств, а общая площадь запрашиваемой земли – более 60 000 га.

«Мы удовлетворили только четверть ходатайств. Законом установлены жёсткие критерии и требования на такие случаи. Чаще всего причина отказа была в том, что заявители не предоставляли полный пакет необходимых документов», – прокомментировал Дёмин.

Из 62 заключенных соглашений 30 пришлось на сферу сельского хозяйства, 13 – на сферу промышленности, 7 земель предоставлено в сферу потребительских услуг, 4 – в экологии, 2 – для спорта, 1 – в жилищной строительство. «57 действующих соглашений общей сложности на 70 миллиардов рублей. Для бюджета области – это около 20 миллиардов рублей. Для Подмосковья – 6 000 новых рабочих мест», – сообщил заместитель министра.

Изменения в законодательстве о предоставлении и обращении сельскохозяйственных земель позволили существенно увеличить долю отрасли в экономике Подмосковья. Как рассказал Вячеслав Леонов, заместитель министра сельского хозяйства, в 2014 году в оборот было введено 50,5 тысяч сельхозземель, а после начала земельной реформы  – 62,7 тысяч гектар уже в 2015 году. С этот момента каждый год в оборот вводилось более 60 тысяч га.

Благодаря проведённой работе Московская область смогла выйти на 2 место по объемам произведённого молока в ЦФО и 7 в России. В 2017 году было произведено более 574 тысяч тонн молока. По производству овощей Подмосковье занимает 1 место в ЦФО – с 2015 года объём производства вырос на 17%, а по овощам закрытого грунта – на 65%, что позволило региону занять 2 место в ЦФО.

Владимир Шапкин отметил, что в области продолжается работа по совершенствованию земельного законодательства и его реализации. Так, по итогам конференции был сформирован документ, содержащий ряд рекомендаций, в частности:

  • Министерству имущественных отношений Московской области – по разработке предложений по внесению изменений в Закон «О регулировании земельных отношений в Московской области» в части изменения порядка определения арендной платы при аренде земельных участков;
  • Министерству социального развития Московской области – по рассмотрению возможности внесения изменений в Закон «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области». Речь идёт о расширении мер поддержки многодетных семей в вопросе предоставления им земель;
  • органам местного самоуправления – по усилению работы по передаче земель, которые относятся к территориям военных городков.

 



Рекомендации по итогам конференции «25-летний опыт развития земельного законодательства Подмосковья»
Документ MS WORD *.docx (20,1 Кб)

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*