Мособлдума предлагает обсудить вопросы компенсации за «семейное обучение» на федеральном уровне

Мособлдума предлагает обсудить вопросы компенсации за «семейное обучение» на федеральном уровне

Спрос на семейное – или как называют его не официально «домашнее» – образование в Московской области растёт с каждым годом. Так, в 2017 году количество учащихся на семейном образовании увеличилось на более чем 300 детей. Вместе с этим всё более актуальным становится вопрос оплаты семейного обучения, а точнее – компенсации затрат родителей, выбравших такую форму образования своих детей, из средств федерального или регионального бюджета.

31 января вместе с общественниками и представителями Правительства области депутаты Мособлдумы обсудили перспективы финансовой поддержки семейного образования в Подмосковье.

Сейчас в Московской области 1 876 детей находятся на домашнем образовании. В процентном соотношении – это всего тысячная доля от общего числа обучающихся в Московской области (около 0,002%), однако вопрос компенсации за обучение детей вне школы актуален даже для такого числа граждан.

Мособлдума предлагает обсудить вопросы компенсации за «семейное обучение» на федеральном уровне

«В декабре 2016 года к нам поступило обращение от жителя Черноголовки по компенсации за домашнее образование. Тогда мы внимательно изучили вопрос с Министерством образования области и подготовили ответ. Однако житель обратился к нам повторно, после чего мы создали рабочую группу для обсуждения такой возможности», – рассказал Олег Рожнов, председатель Комитета Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма.

Первое обсуждение прошло еще 26 октября 2017 года. Олег Рожнов рассказал, что тогда были подготовлены рекомендации для Правительства Московской области, одна из которых – рассмотреть возможность компенсации за домашнее образование.

Мособлдума предлагает обсудить вопросы компенсации за «семейное обучение» на федеральном уровне

Сегодня закон устанавливает 2 формы обучения вне школы: дистанционное обучение и семейное образование. И если первое предполагает прохождение школьного курса, то второе, как правило, реализуется силами самих родителей. В отчётный период  ученик, находящийся на домашнем обучении, должен сдать все требуемые предметы в школе, чтобы подтвердить качество предоставляемого образования. Представитель Министерства образования Московской области отметил, что именно вторая категория и просит предоставить компенсацию. Но на практике предполагаемый уровень полученных знаний, к сожалению, не всегда соответствует фактическому. У родителей может просто не хватить компетенций или средств на репетитора для качественного образования. В таком случае – не всегда ясно, за что предоставлять поддержку.

Ситуацию осложняет и то, что количество обучающихся на семейном образовании может меняться в течение учебного года. Из-за этого сложно спрогнозировать необходимую сумму в бюджете области или муниципалитета.

«Более-менее объективную картину по числу детей на семейном обучении можно дать только в сентябре. Поэтому сложно заложить бюджетные средства. Теоретически проблему можно решить установкой крайнего срока подачи заявления о переходе на семейное образование. Как одна из предложенных альтернатив – перенаправлять средства из бюджета школ, которые сейчас просто возвращаются, так как ученик образовательное учреждение не посещает», – считает Олег Рожнов.

Мособлдума предлагает обсудить вопросы компенсации за «семейное обучение» на федеральном уровне

Речь идёт о том, что бюджет школы рассчитывается на ученика. Однако если ученик переходит на домашнее обучение, то эти средства остаются невостребованными. Чтобы реализовать такой способ, рассказал парламентарий, нужно определиться с размером материальной помощи и рассчитать норматив, по которому «оплачивается» один ученик в школе.

«Проблему качества полученного образования можно решить, если проводить выплаты раз в год, то есть по итогам обучения. Если ребёнок не проходит аттестацию, если его знание не соответствуют требования ФГОС,  то его родители или опекуны не получат компенсацию за семейное обучение», – предлагает Олег Рожнов.

Сегодня в России уже есть города, где государство поддерживает семейное обучение – например, Омск и Ижевск. По мнению депутата, их опыт можно «подключить» для решения задачи в Московской области.

По итогам встречи была подготовлена резолюция. Так, Олег Рожнов предложил провести мониторинг востребованности и качества семейного обучения в Московской области и по его итогам оценить нуждаемость семей в дополнительной материальной поддержке. Кроме этого, депутат предложил отправить письмо в Государственную Думу с предложение провести круглый стол вместе с Министерством образования и науки Российской Федерации для проработки этого вопроса.


Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*