Остановите зацепера: страшное явление вышло за грань безумия

Любителей зацепинга не пугают ни уголовная ответственность, ни риск получить травму, ни страх смерти

Проезд по железной дороге на крыше или подножке поезда пользуется немыслимой популярностью среди школьников. Будто они воспринимают встречу с опасностью как разновидность экстремального спорта и считают себя частью особого тайного общества, которое создает свою субкультуру.

Фото: АГН «Москва»

тестовый баннер под заглавное изображение

Любителей прокатиться таким небезопасным способом не пугают ни уголовная ответственность, ни риск получить неизлечимую травму, ни страх смерти. Более того, гибель «собратьев» они воспринимают с таким цинизмом, что их комментарии под постами о летальных исходах больно читать. Их риторика сводится к одному и тому же: «железная дорога ошибок не прощает», «так тебе и надо, неудачник», «вот такие, как этот придурок, и дискредитируют зацепинг», «лошара, сидел бы дома у матери под юбкой», и все в таком духе. Откуда эти жестокость и безразличие? Давайте заглянем вглубь вопроса.

Слово «зацепинг» вошло в обиход с начала 2000-х, но суть этого явления имеет такую же долгую, более чем двухвековую историю, как сам рельсовый транспорт. Первые поезда перемещались не быстрее конных экипажей, и поэтому поездки в вагонах с открытым верхом, на подножках или на крышах не казались чем-то опасным.

Со временем скорости увеличились, железнодорожный транспорт становился все опаснее, но проезд за пределами вагона не исчез как явление. В XX веке к такому способу передвижения обычно прибегали либо из-за нежелания оплачивать билет, либо из-за загруженности линий (в Индии и Бангладеш люди продолжают гроздьями висеть на вагонах, и на это власти смотрят сквозь пальцы).

Пока на автомагистралях набирал популярность автостоп, нелегальный проезд на железной дороге превратился в некоего рода приключение. Так, президент России Борис Ельцин признавался, что в молодые годы провел два месяца, катаясь на крышах вагонов и подножках, так как очень хотел путешествовать, но не мог себе этого позволить.

Со временем зацепинг перерос в массовое увлечение. «Профессионалы» даже стали использовать специальное оборудование. Чтобы совершить дальнюю поездку и не пострадать при этом, такие зацеперы берут с собой альпинистское снаряжение, крепления, вакуумные присоски, теплую одежду и обрезиненные перчатки. Немало внимания они уделяют и тому, как противостоять охранникам и контролерам в случае встречи с ними.

— Зацеперы стали формировать свои сообщества, в которых они делятся советами и способами закрепиться за состав, — рассказывает блогер Антон Васильев. — Также они соревнуются в том, какие поезда «покорили», с какой скоростью и на какие расстояния смогли проехать. Среди зацеперов есть деление на дилетантов и профессионалов, на любителей одиночных путешествий и массовых выездов, на желающих набрать популярность в Интернете и прокатиться «для себя».

Каков итог? В 2024 году в Московском регионе зафиксировано 19 смертельных случаев среди зацеперов, всего за период с 2022-го по 2024 год — 31.

Страшно еще то, что пагубное пристрастие охватило даже младших школьников. В мае этого года на железной дороге погиб мальчик, которому было всего 10 лет. Несчастье произошло на станции Хлебниково Савеловского направления Московской железной дороги вечером 22 мая. Погибший до этого в течение месяца пребывал в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

За несколько часов до смерти 10-летний парень, проживавший в одном из городов на северо-востоке Подмосковья, не предупредив старших сестер, вышел из квартиры и поспешил на встречу к сверстникам. Компания ребят занималась опасным хобби.

Ближе к вечеру приятели добрались до станции Хлебниково, где 10-летний хулиган, пока никто не видел, залез на крышу последнего вагона поезда сообщением Дубна—Голицыно. Мальчик в белых перчатках, насмотревшись различных провокационных видео в Интернете, хотел подергать токоприемник. Однако, дотронувшись до пантографа, получил смертельный удар током и потерял сознание. Трагедию заметили друзья погибшего, которые сообщили пассажирам о беде и попросили их вызвать скорую помощь. Школьника с ожогами сотрудники станции стащили с крыши вагона и положили на землю. Врачи констатировали смерть ребенка.

Как стало известно позже, молодой человек учился в четвертом классе, воспитывался в многодетной семье (в семье пятеро детей в возрасте от 6 до 21 года), родители развелись, причем дети остались с 52-летним отцом. Со слов близких друзей семьи, мальчик тяжело переносил развод родителей — практически сразу он начал заниматься зацепингом, часто сбегал из дома, прогуливал школу. Ребенок жаловался на постоянную травлю со стороны сверстников и претензии учителей из-за оценок и посещаемости.

Сотрудники полиции часто ловили беглеца на железнодорожных станциях и доставляли в органы внутренних дел. Четвероклассник состоял на учетах в школе и в КДН. После недавнего инцидента в этом году мальчик был доставлен на месячное проживание в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. 2 мая он вернулся домой, однако, несмотря на уговоры сестер и родителей, продолжил заниматься зацепингом, так как был зависим от адреналина.

Депутаты и общественные деятели предлагают увеличить количество полицейских рейдов на перронах области, чтобы задушить это явление на корню. Кто-то даже предлагает ввести 100-тысячные штрафы за эти поступки. Но будет ли это сдерживающим фактором для детей? Ведь их не напугаешь рублем — детям в первую очередь нужна работа с психологом.

Кстати, машинисты, которым не посчастливилось столкнуться с этой проблемой (когда погибших подростков снимали с крыш их поездов), уже начали получать квалифицированную помощь.

«К сожалению, работники локомотивных бригад периодически сталкиваются с тяжелыми последствиями инцидентов с людьми, которые переходили пути в неположенном месте, или с зацеперами — подобные ситуации с трагичным исходом способны нанести серьезную психологическую травму, — рассказывает начальник Сектора корпоративной психологии ЦППК Андрей Касаткин. — В нашей компании уже несколько лет действует комплексная система психологической поддержки, помогающая сотрудникам справиться с пережитым. Специалисты проводят индивидуальные консультации, позволяя работникам эмоционально переработать травмирующие события и минимизировать их влияние на качество жизни и профессиональную деятельность. Кроме того, регулярно организуются семинары и тренинги, направленные на подготовку к возможным критическим ситуациям: они учат справляться с психологической нагрузкой и правильно реагировать при возникновении подобных инцидентов на инфраструктуре. Мы осознаем важность такой помощи и продолжаем развивать это направление, чтобы гарантировать сотрудникам максимальную поддержку и психологическое благополучие».

Меры по борьбе с зацепингом от психологов:

– Разъяснительные беседы: проводить беседы с детьми и подростками о рисках зацепинга, используя примеры реальных трагических случаев, чтобы подчеркнуть опасность подобного поведения.

– Поиск альтернатив: предложить подросткам, склонным к риску, безопасные альтернативные виды активности, такие как скалолазание, скейтбординг или другие виды спорта, где можно получить адреналин и эмоции, но при этом не подвергать себя опасности.

– Обучение правилам безопасности: учить детей правилам поведения на железнодорожном транспорте, объяснять, где и когда можно находиться вблизи поездов.

– Вовлечение в общественную жизнь: заниматься с детьми в спортивных секциях, кружках и других общественных мероприятиях, чтобы у них было занятие, которое отвлекает от опасных увлечений.

Огромную роль в этом должны сыграть прежде всего родители, которые зачастую даже не ведают, чем их ребенок занимается в свободное время.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*