Эксперты объяснили причины неаттестации большинства таксистов
С 1 марта 2024 года в Подмосковье вступили в силу новые правила для таксистов, требующие обязательной аттестации. Однако, как выяснилось, к установленному сроку необходимое тестирование прошли лишь 168 тысяч водителей, тогда как общее число легально работающих в регионе таксистов оценивается в 400 тысяч. Такая ситуация создает серьезные риски как для самой отрасли, так и для пассажиров, и требует детального анализа причин и возможных последствий. В чем же суть новых требований к перевозчикам пассажиров?
Фото: Лилия Шарловская
тестовый баннер под заглавное изображение
Новые правила, введенные правительством Московской области, предполагают, что все таксисты должны пройти специальную аттестацию, подтверждающую их знание ПДД, географии региона, основ работы с пассажирами, а также норм законодательства в сфере пассажирских перевозок. Инициатива была призвана повысить качество услуг и безопасность пассажиров, особенно на фоне участившихся жалоб на поведение водителей и их непрофессионализм.
Однако, несмотря на благие намерения, реализация нововведений столкнулась с рядом проблем. Главная из них — низкая явка водителей на аттестацию. Из 400 тысяч официально зарегистрированных таксистов тестирование прошли менее половины. Это означает, что более 230 тысяч водителей теоретически могут лишиться права работать в такси уже в ближайшее время, если не выполнят требования.
Почему таксисты не спешат сдавать экзамен? По мнению экспертов и представителей таксопарков, причины массового неучастия водителей в аттестации носят системный характер.
Во-первых, ограничивают процесс элементарные организационные сложности. Многие таксисты жалуются на неудобный график работы аттестационных центров и длинные очереди. В некоторых районах Подмосковья пункты приема экзаменов расположены далеко, что создает дополнительные трудности для водителей, особенно тех, кто работает в плотном графике.
Во-вторых – недостаточная информированность работников. Несмотря на официальные объявления, часть водителей либо не знала о новых требованиях, либо не восприняла их всерьез до последнего момента. Некоторые считали, что у них есть больше времени на подготовку, а другие надеялись, что правила смягчат или перенесут сроки.
В третьих здорово тормозит процесс отсутствие мотивации. Многие таксисты, особенно работающие через агрегаторы, не видят прямой выгоды от прохождения аттестации. Они считают, что раз их и так допускают к заказам через приложения, дополнительное тестирование — это лишняя бюрократия.
Ну, и в-четвертых – пресловутый языковой барьер. Значительная часть водителей — мигранты, которые плохо владеют русским языком. Для них сдача экзамена становится серьезным испытанием, несмотря на то, что теоретически вопросы должны быть адаптированы под средний языковой уровень иностранных работников.
Последствия для рынка такси в результате могут быть негативными.
Если власти начнут строго применять санкции к не аттестованным водителям, это может привести к резкому сокращению числа доступных машин в Подмосковье. Уже сейчас некоторые агрегаторы предупреждают клиентов о возможных задержках из-за нехватки водителей.
С другой стороны, если контроль окажется формальным, это подорвет доверие к самой идее аттестационного контроля за уровнем перевозчиков пассажиров. Водители, увидев, что можно работать и без аттестации, и дальше будут игнорировать введенные требования.
Эксперты, да и сами таксисты, называют несколько шагов, которые, чтобы избежать коллапса в отрасли, необходимо срочно предпринять.
Первое – увеличить количество аттестационных центров и упростить запись на экзамены.
Второе – запустить разъяснительную кампанию, чтобы водители понимали, что аттестация — это не просто формальность, а способ повысить их конкурентоспособность.
Третье – дать дополнительное время тем, кто не успел сдать тест, но готов это сделать в ближайшие месяцы.
Четвертое и главное – сотрудничать с агрегаторами, чтобы стимулировать водителей проходить аттестацию, например, через бонусы или приоритет в заказах.
Сегодня, – говорят специалисты, – любые реформы в сфере такси требуют не только жестких требований, но и продуманной инфраструктуры для их выполнения. Если власти хотят действительно повысить качество перевозок, а не просто сократить число водителей, им придется найти баланс между контролем и поддержкой отрасли. Пока же подмосковные таксисты оказались в подвешенном состоянии — между необходимостью соблюдать закон и реальными возможностями это сделать.
МЕЖДУ ТЕМ, «МК» опросил подмосковных водителей такси, насколько сложными оказались вопросы в аттестационном экзамене и как они оценивают качество такой внеплановой подготовки. Это оказалось и забавным, и полезным для дальнейшей разработки системы повышения уровня водительского мастерства и профессиональных знаний:
Дмитрий Гонтарь — таксист (стаж 7 лет):
«В аттестации 80% вопросов максимально простые и логичные. Например, какого цвета колпак на крыше, на какой сигнал светофора надо ехать, а на какой остановиться? Даже начинающий водитель, который никогда не работал в такси, ответит на эти вопросы. Там 70-80%, если честно, на дурака рассчитаны. Но есть и откровенно глупые вопросы. Мне попадались такие: в каком подмосковном городе находится такой-то памятник. И были варианты ответов: Волоколамск, Дмитров, Щелково… Я в некоторых из этих городов не бывал никогда в жизни. Мне и не надо знать, где и какой там парк или сквер находится. Поэтому в этот момент я заходил в браузер, и быстро искал ответы на такие вопросы. . Из трудных для меня были вопросы про театры. В каком округе Москвы: в Северном, Южном, Западном или Центральном находится какой-то театр? Как правило, 90% ответов был – центральный округ, потому что почти все театры, понятное дело, находятся в центре».
Андрей Козловец — таксист (стаж 6 лет)
«Никаких проблем не возникло, я все сдал с первого раза. У всех были одинаковые вопросы, всего около, я за 7 минут справился»
Артем Зизикалов — таксист (стаж 3 года)
«Я быстро сдал аттестацию, минут за 20 . Там были вопросы и по оказанию помощи пострадавшим, как вести себя с пассажирами и где вокзалы находятся. Чего не знал – просто в браузере гуглил, через телефон».
Игорь Сабинин — таксист (стаж 2 месяца)
« У нас перед сдачей аттестации все проходят обучение. Там всё четко прописано, все вопросы: что такое туристическая безопасность, что нужно сделать, если увидел террориста? То есть вопросы простые, только нужно обучение внимательно пройти. Всего полчаса или час своего времени нужно потратить, чтобы нормально подготовиться. Был вопрос: на какой улице располагается Большой театр и несколько вариантов ответов. Или где находится госпиталь Бурденко? Все ответы проходишь в предварительном обучение. В основном и в целом, это банальное знание Москвы и пригорода. Ничего сложного! А те, кто говорят, зачем всё это? Это просто нытьё. Нытьё тех людей, которые не не хотят ничего дополнительного узнать, чтобы быть готовым к разным ситуациям».