Комитет Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма 22 марта провёл выездное заседание на тему «Медицинский работник в образовательной организации». Участники мероприятия осмотрели, как функционирует медицинский кабинет в Селятинской средней школе № 1 в Наро-Фоминском районе.
Открывая заседание, председатель Комитета Олег Рожнов отметил, что в сфере медицинского обеспечения в образовательных организациях есть ряд проблем. Это, в частности нехватка специалистов, при том, что количество школ в Московской области растёт, также увеличивается рождаемость. В рамках реализации программы по ликвидации второй смены к 2021 году в регионе планируется возвести 234 школы.
Первый заместитель министра образования Московской области Наталья Пантюхина подчеркнула, что в последнее время увеличилось число обращений от родителей по вопросам оказания медпомощи в образовательных учреждениях. Основные жалобы касаются того, что медсестра или врач находятся в школе не постоянно.
Замминистра привела данные, что в настоящее время в системе образования Московской области насчитывается 1396 муниципальных школ и 1941 муниципальный детсад. В данных учреждениях обучаются 12 тыс. детей-инвалидов и 49 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, которым требуется особое внимание со стороны медработника.
Наталья Пантюхина отметила, что федеральным Законом об образовании за образовательными организациями были закреплены функции по охране здоровья обучающихся за исключением оказания первичной помощи, прохождения осмотров и диспансеризации. В 2016 году в Закон были внесены изменения, согласно которым охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогов навыкам оказания первой помощи. В 2016 году в Подмосковье обучились 1284 педагога, а в 2017 – 325 человек.
Медицинская деятельность в школах осуществляется приходящими работниками, 2-4 раза в неделю. При отсутствии в школе или в саду медкабинета медобслуживание осуществляется в учреждении здравоохранения, в ФАПах.
Замминистра выделила несколько проблем. Это, в частности, недостаточное количество медработников. А в образовательных организациях, где медработники ежедневно не работают, медпомощь оказывается несвоевременно или учителями, у которых нет необходимой подготовки. Не во всех детсадах осуществляется утренний осмотр с участием медработников в период эпидемических ситуаций. Не хватает медработников при контроле за качеством питания, проведении мероприятий по профилактике. Также было высказано, что при школьных бассейнах должны отдельно работать медсёстры.
Было предложено законодательно решить вопрос постоянного присутствия медработников в образовательных организациях.
Заместитель председателя Комитета по вопросам образования, культуры и туризма Алексей Мазуров подчеркнул, что решением проблемы нехватки кадров может стать набор детей на целевое обучение в вузе. Таким образом, часть из них вернётся работать в школу уже в качестве молодых специалистов.
Было также отмечено, что необходимо продолжать программы по предоставлению социального жилья.
Подводя итоги заседания, Олег Рожнов отметил, что все прозвучавшие предложения будут учтены и Комитет проведёт совещание по данному вопросу.