Комитет Мособлдумы по вопросам аграрной политики и потребительского рынка 13 сентября провёл расширенное заседание на тему: «О порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Московской области».
В рамках обсуждения поступили предложения по решению проблем предпринимателей, связанных с организацией нестационарной торговли в регионе от Уполномоченного по защите прав предпринимателей Московской области.
Как было представлено в докладе Уполномоченного, в Московской области сложилась ситуация, при которой для малых форм торговли (в том числе крестьянских фермерских хозяйства), в связи с этим они реализуют свою продукцию через нестационарные торговые объекты (НТО).
Возникали случаи, когда при утверждении схем размещения НТО места их размещения пересматривались, при этом строительство, реконструкция или эксплуатация были уже начаты до утверждения схемы. Такие действия противоречат положениям Федерального закона.
В некоторых случаях при изменении схем размещения НТО, органы местного самоуправления руководствовались Порядком разработки. При этом предлагаемые Порядком требования к местам установки НТО не основаны на законодательстве Российской Федерации.
Предлагаемые органами местного самоуправления проекты схем проходят обязательное согласование Московской областной межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка, большую часть которой составляют представители органов и организаций, не наделенных полномочиями согласовывать места размещения НТО. Таким образом, по словам Уполномоченного, схемы, подготовленные в соответствии с рекомендациями, не основанными на законодательстве, подвергаются согласованию не имеющего полномочий органа.
Указанные обстоятельства повлекли многочисленные нарушения прав предпринимателей, сокращение числа хозяйствующих субъектов.
В Московской области сложилась практика предоставления мест для НТО по результатам проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Но при этом в некоторых случаях конкурсные комиссии при определении победителя не руководствовались какой-либо системой оценки предложений претендентов. В ряде случаев конкурсы приводили к тому, что договора заключались с лицами, которые приобрели права на размещение НТО исключительно с целью сдачи объекта в аренду.
В Московское областное УФАС России за первое полугодие 2017 года поступило 15 жалоб, по итогам которых было выдано 11 предписаний, в том числе об аннулировании торгов.
Уполномоченным было предложено разработать проект правового акта Министерства потребительского рынка и услуг Московской области, определяющего порядок подготовки и утверждения схем размещения НТО. А также рассмотреть предлагаемый Уполномоченным проект требований к порядку и условиям размещения НТО на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Со стороны УФАС было отмечено, что Управлением совместно с Министерством потребительского рынка и услуг Московской области было разработано Положение о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов. Положением определён единый порядок организации и проведения аукционов, который устанавливает минимальные требования к оформлению заявки для участия, максимальную открытость при опубликовании сведений о торгах.
В ходе заседания со стороны Министерства потребительского рынка и услуг Московской области было отмечено, что после рассмотрения Московской областной межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка схем размещения НТО, органам местного самоуправления направляются рекомендации. Данные рекомендации содержат протоколы о приведении мест размещения НТО в соответствие требованиям законодательства.
По состоянию на 13 сентября Комиссией рассмотрены проекты Схем всех муниципальных районов и городских округов Московской области, из них проекты пяти муниципалитетов направлены на доработку. К числу соответствующих законодательству условно отнесено 5 818 площадок, 2 581 площадка условно отнесена к несоответствующим.
По итогам мероприятия депутатами было предложено подготовить справочные материалы по состоянию сферы размещения НТО со стороны Уполномоченного, УФАС и Минпотребрынка, после чего провести заседание Комитета по данной теме.