В Московской области появится хартия, которая защитит учеников от травли

Стоп-буллинг!

Министр образования Московской области Илья Бронштейн договорился с подмосковным детским омбудсменом Ксенией Мишоновой создать в регионе Антибуллинговую хартию, которая станет продолжением уже начатого проекта «Бесконфликтная школа». Новая организация займется профилактикой конфликтов в учебных заведениях, а они, как показывает практика, есть практически в каждом классе. Опрос, в котором приняли участие более 13 тысяч подмосковных школьников, показал, что 37% респондентов регулярно становятся свидетелями того, как в их коллективах высмеивают особенности кого-то из ребят (внешность, одежду, поведение, привычки и так далее). Участники хартии хотят положить конец буллингу.

Фото: pixabay.com

— К сожалению, пока у нас мало кто умеет решать конфликты внутри школьных коллективов, — говорит уполномоченный по правам ребенка Ксения Мишонова. — Нередко разрешением ситуации становится только перевод ребенка в другую школу. При этом в детском коллективе отношения не меняются. Для нас важно научить детей признавать такое явление, как конфликт, бороться с ним, открыто выступать на стороне жертвы.

По мнению омбудсмена, прежде всего принципиально важно изменить культуру поведения учителей. Зачастую именно они невольно провоцируют конфликты между детьми. Один неосторожный комментарий, одно неуважительное высказывание, и учитель задает тон атмосфере в классе, дети воспринимают это как призыв к действию. В группе риска, по сути, все школьники.

Далее педагоги не понимают, как выходить из конфликта. Их первая реакция — затушить буллинг и не работать с ним. А обращение родителей в администрацию школы по поводу травли ребенка воспринимается учителем как личная обида, а не производственная ситуация. И тогда, «защищаясь», педагог настраивает против родителя жертвы вообще все родительское сообщество класса. Это еще одна сторона буллинга в школах. Таким образом, перед разработчиками хартии стоит непростая задача — снизить остроту проблемы.

Кстати, еще в 2019 году специалисты определили болевые точки, откуда приходит наибольшее количество обращений о нападках и травле среди одноклассников. Выбрали 10 пилотных муниципалитетов, где теперь будут проводиться семинары для классных руководителей, директоров школ, родителей и школьников, которые знакомят их с навыками выхода из конфликта. Пандемия эту работу на время прервала, но сейчас эксперты минобраза к ней возвращаются, поскольку она все-таки успела принести свои плоды. С тех пор как психологи начали обучать учителей методам медиации — процессу урегулирования конфликтов посредством привлечения нейтральной стороны, жалоб на буллинг стало меньше. К настоящему времени обучение прошли 2 тысячи педагогов. Службы медиации сегодня организованы в каждой школе Московской области.

— Когда учителя используют неуместные выражения, некорректные замечания и при всем классе стыдят детей, они разжигают пламя настоящего пожара, — пояснили в министерстве образования Московской области. — Наша работа заключается в том, чтобы донести до педагогов это понимание — какой вред они этим причиняют детям.

Однако работа хартии предполагает не только взаимодействие с учителями. Есть еще ученики-агрессоры — психологи планируют проводить беседы не только с ними, но и с их мамами и папами. В первую очередь родители должны признать, что их ребенок ведет себя недопустимо по отношению к другим детям. И с этого признания могут начаться положительные перемены: сначала поступки чада переосмысливают взрослые, а потом начинаются профилактические беседы внутри отдельно взятой семьи.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*