“Учите чадо сожалеть”: психолог объяснила, как реагировать на мстительность ребенка

Может ли двухлетка отомстить матери и что делать со злопамятным пятилеткой

Двухлетняя девочка в подмосковном Королеве осталась в запертой квартире одна, так как хотела «побыть взрослой». Стоило ее маме выйти за порог, чтобы дойти до мусоропровода, как малышка вполне осознанно повернула ключ в замке. Когда спасатели вскрыли дверь, на лице ребенка не отразилось ни тени волнения.

Фото: Global Look Press

Спасатели получили разрешение от владелицы квартиры и полиции и взломали дверь.

— Войдя вместе с юной мамой в квартиру, спасатели обнаружили милое создание за обедом. Малышка невозмутимо ела суп, не обращая внимания на происходящее, — сообщает пресс-служба Мособлпожспаса.

Взрослым девочка сообщила, что хотела остаться дома одна и вести себя «как взрослая».

Психолог Анна Суворова считает, что в поведении двухлетнего ребенка не стоит искать подвох. Тут нет ни внутреннего конфликта, ни внешнего. Двухлетние дети просто не способны к психологическим многоходовочкам, они не коварны и не расчетливы. Более того, даже не хладнокровны.

— В соцсетях же развернулась бурная дискуссия о поведении ребенка, — говорит Анна. — Если бы речь шла хотя бы о пятилетнем ребенке, я согласилась бы, что и родителям, и девочке нужно поработать с психологом. Подобное поведение в старшем дошкольном возрасте или младшем школьном свидетельствует о серьёзных проблемах в отношениях между двумя поколениями. Двухлетние дети ещё слишком непосредственны и не способны вредить «по-крупному». Поэтому на месте мамы я бы просто поговорила с ребенком о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

По мнению психолога, работать надо с другими вещами. Например, с мстительностью, которая проявляется в желании отвечать злом на причиненное зло. При этом для обиженного совершенно не имеют значения масштабы ущерба и целесообразность такого поведения. «Мне было неприятно, меня обделили или обидели — значит, я обязательно сделаю неприятно в ответ». Часто «жертва» не просто желает вернуть «обидчику» страдание — она стремиться к тому, чтобы ущерб был более ощутим, чтобы вернулось с лихвой. Мститель отвечает сразу же, а может копить и годами складировать обиду в душе.

Конечно, человек обязан уметь постоять за себя и вовсе не должен прощать все и всем. Но если ребенок демонстрирует мстительность регулярно на протяжении длительного периода времени — это серьезный звоночек. В таком случае важно понимать: что-то пошло не так, проблему нужно срочно решать. Что же делать? Учить ребенка прощению.

Как помочь ребенку научиться прощать?

1. Самый ценный способ научить ребенка прощать — показать на своем примере. Важно не позволять себе мстить ребенку, не допускать несправедливых наказаний, излишних запретов. Признавать свои ошибки, просить прощения у детей — значит дать им важный жизненный опыт.

2. Учите детей понимать ответственность, свою и другого человека. Если кто-то поступил плохо — это его ответственность. Но ответный плохой поступок малыша, даже во имя справедливости, ляжет на плечи ребенка, отвечать будет только он. Важно не только объяснять это, но и помогать почувствовать на практике. Ребенку никогда не понять смысла мести и прощения, если он будет видеть вину других и чувствовать себя безнаказанным.

3. Учите ребенка сожалеть. Он должен иметь возможность рассказать о своем проступке кому-то, кто продолжит принимать его после этого. Такой опыт научит малыша относиться с сожалением и к другим, принимать поступки обидчиков. Критика и категоричность по отношению к ребенку порождает в нем полное неприятие ошибок других людей.

4. Учите детей языку прощения. Порой они рады простить и забыть конфликт, но не знают, как правильно это обсудить. Научите произносить необходимые фразы: «Прости, я не хотел толкнуть, это случайно получилось» или «Я понимаю, ты не хотел ломать, но мне все равно очень неприятно».

5. Учите ребенка устранять нанесенный ущерб. Это еще один способ воспитать ответственность и понимание последствий. Если он в порыве злости или обиды разлил или сломал что-то — не стоит наказывать, отправлять в другую комнату или угол, убирать все за ним, демонстрировать разочарование. Все это лишь усугубит ситуацию. Ребенок должен иметь возможность исправить ошибку, почувствовать и выразить свое сожаление.

6. Учите детей ставить себя на место других людей. Как можно чаще задавайте ребенку правильные вопросы: «что бы ты сделал на его месте?», «что бы ты чувствовал в такой ситуации?». Постепенно это войдет в привычку ребенка, ему будет гораздо проще проявлять эмпатию, сочувствие. Ему будет легче прощать.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*