На 71-ом заседании Мособлдумы председатель Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Андрей Голубев представил отчёт о мониторинге правоприменения некоторых законов по оказанию социальной поддержки в части применения принципа адресности и учёта критериев нуждаемости.
Мониторинг проводился с 1 по 4 квартал 2018 года. Был изучен период с 1 января 2016 года по 1 октября 2018 года.
В Московской области предоставляются следующие меры соцподдержки с учётом критерия нуждаемости:
Мера социальной поддержки | Критерий нуждаемости |
предоставление малообеспеченным гражданам субсидийна оплату жилого помещения и коммунальных услуг | расходы на жилищно-коммунальные услуги превышают 22 процента дохода |
государственная социальная помощь малоимущим гражданам | среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума (для пенсионеров ниже полуторной величины прожиточного минимума, для ветеранов Великой Отечественной войны ниже двух величин прожиточного минимума) |
экстренная социальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации | среднедушевой доход, ниже величины прожиточного минимума |
выплата региональной социальной доплаты к пенсии | сумма материального обеспечения неработающего пенсионера ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в целях назначения социальной доплаты к пенсии |
выплата пособия на ребенка до 16 лет малоимущей семье | семья со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения |
выплата единовременного пособия при рождении ребенка (детей) малоимущей семье | один из родителей в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения |
ежемесячная денежная выплата семье предоставляется на одного ребенка (третьего или последующего) до достижения им возраста трех лет | семья со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума на душу населения |
ежемесячное пособие детям-инвалидам и ВИЧ-инфицированным детям | семья со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума (за исключением детей-инвалидов, имеющих одного родителя) |
ежемесячное пособие студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов | студенты из семей со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения |
ежегодная денежная выплата на ребенка-инвалида 13020 руб. | семья со среднедушевым доходом ниже полуторакратной величины прожиточного минимума |
обеспечение периодическими печатными изданиями неработающих одиноко проживающих пенсионеров | для пенсионеров – размер пенсии ниже величины прожиточного минимума; |
бесплатное зубопротезирование неработающим пенсионерам | среднедушевой доход семьи (доход одиноко проживающего гражданина) ниже 2,5-кратной величины прожиточного минимума |
обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитрованных лиц и лиц, пострадавших от репрессий, пенсионеров, не имеющих льготного статуса | среднедушевой доход семьи (доход одиноко проживающего гражданина) ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров |
ежемесячная доплата к пенсии 500 рублей лицам, старше 85 лет | среднедушевой доход семьи (доход одиноко проживающего гражданина) ниже двукратной величины прожиточного минимума на душу населения |
ежемесячная доплата к пенсии инвалидам Великой Отечественной войны для доведения размера пенсии до 15 000 рублей в месяц | пенсионерам из числа инвалидов Великой Отечественной войны, размер пенсии которых ниже 15 000 рублей. |
бесплатный проезд на автомобильном и городском транспорте Московской области для лиц, получающих пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу | доход ниже двукратной величины прожиточного минимума на душу населения |
компенсация пенсионерам проезда на транспорте г. Москвы в медицинские организации по направлению врача | доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров. |
компенсация оплаты за жилое помещение неработающим одиноко проживающим пенсионерам | размер страховой пенсии по старости либо социальной пенсии ниже величины прожиточного минимума пенсионера (без учета доплат к пенсии) |
ежемесячная компенсационная выплата 7 000 руб. вдовам Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического труда, не вступившим в повторный брак | среднедушевой доход семьи (доход одиноко проживающего гражданина) ниже трехкратной величины прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения |
ежемесячная денежная компенсация в размере 700 рублей одиноко проживающим (семье из пенсионеров) гражданам, достигшим возраста 70 лет и старше | доход ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для пенсионеров (без учета региональной социальной доплаты к пенсии) |
оказание протезно-ортопедической и слухопротезной помощи лицам, не являющимся инвалидами | среднедушевой доход семьи (доход одиноко проживающего гражданина) ниже трехкратной величины прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения |
обеспечение детей-инвалидов и детей в трудной жизненной ситуации бесплатными путевками в санаторно-курортные учреждения | среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума в Московской области на душу населения |
частичная компенсация (оплата) стоимости путевок в санаторно-курортные организации для детей работников государственных учреждений Московской области | в зависимости от среднедушевого дохода семьи |
Всего в 2016 году из бюджета области на предоставление мер социальной поддержки с использованием критерия нуждаемости в виде среднедушевого дохода было выделено 14,6 млрд. рублей. Это составляет 29,2% от общих расходов на оказание мер соцподдержки.
В 2017 году расходы составили 14,2 млрд. рублей (28,2% от общих расходов). По итогам 9 месяцев 2018 года – 13,04 млрд. рублей.
Согласно полученным в ходе мониторинга данным выросли показатели объемов социальной помощи и численности получателей. Так, с 2016 по 2018 год выросло число получателей:
– государственной социальной помощи малоимущим гражданам – на 14 %;
– экстренной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – на 16,2 %,
– пенсионеров, получающих региональную социальную доплату к пенсии – на 14,2%.
Самой многочисленной категорией граждан, получающих меры социальной поддержки в Московской области, являются ветераны труда. В структуре расходов бюджета Московской области доля затрат по мерам социальной поддержки ветеранов труда, составляла:
– в 2016 году 51,6 %,
– в 2017 году ‒ 50,7 %,
– в 2018 году – 53,9 %.
Рост обусловлен установлением дополнительной меры социальной поддержки лицам старше 60 лет по проезду на городском общественном транспорте г. Москвы.
В целом доля затрат на предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным гражданам и гражданам, пострадавшим от политических репрессий составляла:
– 52,5 % в 2016 году;
– 51,5 % в 2017 году;
– 54,8 % в 2018 году.
Все меры социальной поддержки ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным гражданам и гражданам, пострадавшим от политических репрессий, за исключением обеспечения бесплатными санаторно-курортными путевками при наличии медицинских показаний, предоставляются без учёта среднедушевого дохода.
Законом Московской области определены 11 мер социальной поддержки, условием получения которых является учёт среднедушевого дохода получателя. Доля расходов на эти меры составляет около 14 %.
По результатам проведенного мониторинга на долю социальных трансфертов, осуществляемых из бюджета Московской области в целях поддержки семьи, материнства и детства, приходится около 16 % расходов.
Низкий уровень доходов является условием предоставления:
– единовременного пособия при рождении ребенка;
– пособия (до 2017 года – ежемесячного) на ребенка до достижения возраста 16 лет;
– ежемесячной денежной выплаты семье на третьего и последующего ребенка в размере величины прожиточного минимума для детей (в 2016 ‒ 2017 годах);
– ежемесячного пособия детям-инвалидам и ВИЧ-инфицированным детям
в размере 7901 рубль;
– ежемесячного пособия студенческим семьям;
– бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения детям-инвалидам
и детям в трудной жизненной ситуации.
В целом более 65 % объёма денежных средств по мерам социальной поддержки семьи и детей, установленных Законом, были направлены в малообеспеченные семьи с детьми.
Меры социальной поддержки, направленные на стимулирование рождаемости (выплата регионального материнского капитала, поддержка многодетных семей и другие) предоставляются независимо от уровня доходов получателей.
По итогам мониторинга рекомендуется Правительству Московской области:
– рассмотреть возможность индексации пособий для семей с детьми, в том числе с детьми-инвалидами, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
– рассмотреть возможность внесения изменений в порядок назначения и выплаты социальных пособий семье и детям в части уменьшения срока учёта доходов и исчисления величины среднедушевого дохода. Срок учёта доходов для малоимущих семей должен быть максимально приближен к текущему благосостоянию домохозяйства с целью оперативной материальной поддержки.
Московской областной Думе:
– продолжить работу по совершенствованию законодательства Московской области в части уточнения условий предоставления отдельных мер социальной поддержки с учетом соблюдения принципа адресности;
– продолжить работу по приведению законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом. С целью законодательного закрепления обязанности размещения информации о мерах социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с законодательством Московской области, в Единой государственной информационной системе социального обеспечения;
– рассмотреть возможность внесения изменений в части увеличения размера государственной социальной помощи малоимущим гражданам. А также расширения круга получателей экстренной социальной помощи за счет пенсионеров, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже 150 % величины прожиточного минимума.