Из администрации г.о. Химки в муниципальный Совет депутатов поступил проект бюджета городского округа на 2018 год. Как и положено в этом случае, с приложением необходимых материалов. Каковы особенности проекта главного финансового документа городского округа на предстоящий год, и каким образом с учетом огромного бюджетного дефицита чиновники намерены его исполнять? Об этом в комментарии депутата химкинского Совета депутатов Андрея Зайцева.
Обязательным документом, представляемым одновременно с проектом бюджета на будущий год, является оценка его ожидаемого исполнения за год текущий. Сразу отмечу, что в качестве такового приложена только таблица с показателями, которые, на мой взгляд, вызывают огромные сомнения. При этом никаких комментариев и пояснений к представленным в документе цифрам и графикам не сделано, что уже само по себе выглядит довольно странно. Тем не менее, попробуем во всем этом разобраться.
По расчетам финансового управления химкинской администрации, в текущем году бюджет городского округа недоберет в общей сложности около 700 млн рублей. На мой взгляд, авторы документа здесь явно лукавят. Дело в том, что по какой-то причине они совершенно «забыли» о том, что из планируемого 1 млрд рублей доходов от инвестконтрактов в городскую казну практически ничего не поступает и к итоговой цифре можно смело прибавить эту сумму. То есть общий недобор бюджета в текущем году составит не 700 млн рублей, а около 1,7 млрд рублей! Вот такая получается арифметика…
Теперь что касается бюджетных расходов. Исходя из утверждений чиновников, все(!) отрасли городского хозяйства до конца 2017 года будут профинансированы на 100%. Исключение составляют дорожное хозяйство, которое получит 73,7% от ранее заявленных средств, а также благоустройство и образование. Согласно представленным документам они будут профинансированы на 75,7% и 98,1% соответственно.
Каким образом при столь серьезных недоборах чиновники намерены реализовать собственные планы по финансированию отраслей городского хозяйства – совершенно непонятно. Или это сознательная позиция, сводящаяся к традиционной системе неоплаты заключенных контрактов?
Отмечу также, что все эти расчеты были сделаны исходя из оптимистических прогнозов. При этом повторюсь, что скорее всего бюджет городского округа по итогам текущего года недоберет около 1 млрд рублей запланированных доходов от инвестконтрактов. Кроме того, необходимо учитывать и 500 млн рублей долга, который уже висит на муниципальном бюджете. Так с какой же задолженностью перед поставщиками и бюджетниками мы выйдем на 1 января? Об этом в представленных в Совет депутатов документах не говорится ни слова.
Теперь, что касается проекта бюджета на 2018 год. На мой взгляд, сверстан он таким образом, что никаких позитивных тенденций от его реализации ждать просто не приходится. Хотя бы по той причине, что его утверждение приведет к тому, что все средства городского округа опять будут сосредоточены в руках одного человека. А именно – у начальника финансового управления муниципальной администрации Натальи Гурьевой.
В частности в п.2 ст.18 предложенного проекта бюджета руководителям отраслевых структур, являющихся главными распорядителями муниципальных средств, предоставляется право уменьшать размер субсидии, выделенной на выполнение муниципального задания. Как сказано в документе – в случае выявления экономии. Ничего особенного в этом, вроде, нет. Но это только на первый взгляд. Для людей сведущих это означает, что руководителям предприятий и учреждений открытым текстом сообщают о том, что, как и в этом году, чиновники городской администрации, несмотря федеральные нормативные акты, будут делать с ними все, что захотят, в том числе и лишать бюджетных средств. Дескать, за нами стоит решение местного Совета.
Дальше – больше. В ст. 23 проекта бюджета начальнику финансового управления предоставляется право без внесения изменений в главный финансовый документ перераспределять средства между отраслями по всем позициям без исключения. В первую очередь это касается выполнения муниципальных заданий и расходов на иные цели (затраты капитального характера).
Причем сделано все это по той же методике, которую применяют, к примеру, микрофинансовые организации, когда общие и зачастую мало что значащие фразы пишутся крупным шрифтом, а вся суть представлена мелким шрифтом.
Так и здесь. Все основное записано в трех строчках и затем забалтывается в ничего незначащих перечислениях, копирующих зачастую Бюджетный кодекс и изложенных на 2 страницах убористого шрифта.
Исходя из всего этого, на мой взгляд, можно сделать только одни вывод: г-жа Гурьева будет действовать по своему усмотрению, казня и милуя всех, кого посчитает нужным. То есть будет происходить то же самое, что происходит и в настоящее время.
В этой связи возникает один вопрос: а можно ли доверять финансы муниципалитета человеку, который за непродолжительное время умудрился растратить все, что было накоплено за многие годы, а городской округ при этом попал в долговую яму, из которой сегодня совершенно непонятно как выбираться?