Старость, как известно, не радость. Ведь вместе с ней приходят хвори и болячки, частичная или полная утрата дееспособности… Чтобы сводить концы с концами, иметь достойный уровень жизни, старики как манны небесной ждут социальной поддержки от государства.
Скажем прямо: они ее заслужили. Вот почему в Московской области, несмотря на объективные финансовые трудности и экономический кризис, запущена специальная программа по поддержке одиноких малообеспеченных неработающих граждан и семей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию, с тем чтобы самые незащищенные слои населения не оставались один на один со своими проблемами.
О мерах социальной защиты этих категорий граждан в течение нынешнего года рассказала на брифинге для журналистов министр социального развития Московской области Ирина ФАЕВСКАЯ.
фото: Геннадий Черкасов
Социальную поддержку за счет средств подмосковного и федерального бюджетов на сегодняшний день получают 109 категорий граждан, а это более 2,4 миллиона человек — можно сказать, практически треть жителей области. Правительство не ограничивается поддержкой только тех граждан, забота о которых по закону возложена на субъекты Российской Федерации, то есть региональных льготников. Их в Подмосковье около 660 тыс. человек. Дополнительную социальную помощь получают порядка 500 тыс. федеральных льготников и почти 940 тыс. граждан, не имеющих льготного статуса, но нуждающихся в социальной поддержке.
Задача государства заключается в том, чтобы социальную поддержку получал тот человек, который действительно в ней нуждается, и в том объеме, который обеспечивает ему нормальный уровень жизни.
В Московской области проживают свыше 7,4 млн человек, из них около 640 тыс. со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума (ПМ) на душу населения — 11 346 руб.
С 2009 года подмосковные власти начали программу по усилению адресного подхода к соцвыплатам, в результате социальная поддержка (около 80%) стала предоставляться с учетом критериев нуждаемости, среди которых, в частности, особое значение имеют доход и величина прожиточного минимума (например, ежемесячная денежная компенсация в размере 700 руб. пенсионерам, достигшим возраста 70 лет и старше, региональная социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам до 9161 руб.); стандарт нормативной площади жилого помещения и норматив потребления коммунальных услуг (например, ежемесячная денежная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда); возрастной аспект (например, дифференцированный размер ежемесячного пособия с целью усиления социальной поддержки семей с детьми в возрасте от полутора до трех лет).
фото: Геннадий Черкасов
Также учитываются наличие медицинских показаний (санаторно-курортное лечение льготных категорий), общий трудовой стаж — если он достигает 50 лет, и не имеющим льготного статуса устанавливается ежемесячная денежная надбавка. В категории получателей — малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в Московской области для основных социально-демографических групп населения (государственная социальная помощь).
Кроме того, для каждой меры социальной поддержки установлены:
— конкретный состав семьи получателя. То есть для назначения региональной социальной доплаты к пенсии учитывается только неработающий пенсионер (без учета членов семьи); ежемесячная денежная компенсация в размере 700 руб. предоставляется пенсионерам старше 70 лет, в случае если они являются одиноко проживающими либо проживают в семье из пенсионеров. При назначении доплаты к пенсии лицам, достигшим возраста 85 лет и старше, учитываются все члены семьи, зарегистрированные по месту жительства получателя;
— перечень доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода (государственная социальная помощь, экстренная социальная помощь, региональная социальная доплата к пенсии);
— периоды, на которые назначаются выплаты.
В настоящее время внесены изменения в нормативно-правовые акты Московской области в части увеличения выплатного периода при осуществлении ежемесячных детских пособий и ежемесячной денежной компенсации в размере 700 рублей пенсионерам старше 70 лет. Такие выплаты, которые назначались исходя из дохода семьи на период 6 месяцев, теперь будут назначаться сроком на 1 год. Таким образом, упрощается порядок получения этих средств примерно для 90 тыс. семей с детьми и более 80 тыс. пенсионеров. У них отпадает необходимость раз в полгода оформлять и предоставлять документы о своих доходах.
Однако увеличить период выплаты федеральных мер социальной поддержки, назначаемых на 6 месяцев (субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственная социальная помощь), не представляется возможным, так как данные нормы регламентированы федеральным законодательством. Заметим, количество получателей: ГСП — 71 109 чел.; субсидий на оплату ЖКУ — 165 014 семей.
фото: Иван Скрипалев
Для справки сделаем пояснения: в целях сохранения уровня материальной поддержки малоимущих жителей региональным законодательством за счет средств областного бюджета установлены меры социальной поддержки:
— оказание государственной социальной помощи в размере от 300 до 1000 рублей в месяц на человека, но не более 6000 рублей (для ветеранов ВОВ — 7000 рублей) в год:
— семьям и одиноко проживающим гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже ПМ для социально-демографических групп населения;
— семьям, состоящим из пенсионеров, и одиноко проживающим пенсионерам, среднедушевой доход которых ниже 1,5 ПМ пенсионера, то есть 12 733,5 руб.
— семьям из ветеранов ВОВ и одиноко проживающим ветеранам ВОВ, среднедушевой доход которых ниже 2 ПМ пенсионера (16 978 руб.).
В 2016 году государственная социальная помощь оказана 71,1 тыс. граждан на сумму 307 млн рублей;
— оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере до 60,0 тыс. рублей семьям и одиноко проживающим гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже ПМ для социально-демографических групп населения.
Некоторые выплаты, такие как единовременное и ежемесячное пособие на детей, индексируются ежегодно.
В настоящее время Московской областной думой принят закон, предусматривающий: двукратное увеличение единовременного пособия при рождении ребенка, увеличение размера пособий на детей в возрасте от полутора до трех лет на 1 тыс. рублей.
В соответствии с поручением губернатора Московской области в муниципальных образованиях региона созданы благотворительные фонды для оказания материальной помощи малообеспеченным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. В случаях, когда в рамках законодательства оказание такой поддержки невозможно, эти вопросы могут решаться за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников. За 2016 год помощь оказана 71 тыс. граждан на сумму 275,2 млн рублей.