Расследование инцидента на Аляске выявило критические недостатки в системе защиты от обледенения у военного самолета
Пилот американского истребителя F-35 провел почти часовую конференцию в воздухе с инженерами, пытаясь устранить неисправность шасси, вызванную обледенением гидравлической системы. Несмотря на усилия, самолет стоимостью 200 миллионов долларов рухнул на авиабазе Эйлсон на Аляске (США), а пилот успешно катапультировался за секунды до катастрофы.
Фото: en.wikipedia.org
тестовый баннер под заглавное изображение
На военно-воздушной базе Эйлсон на Аляске еще в конце января 2025 года произошел инцидент, расследование которого завершилось сейчас. Тогда пилот истребителя F-35 Lightning II ценой 200 миллионов долларов провел почти часовую селекторную конференцию в воздухе с инженерами, пытаясь спасти воздушное судно от крушения. Как следует из отчета о расследовании, сразу после взлета пилот столкнулся с отказом системы шасси — носовая и основная стойки не убирались из-за обледенения гидравлических трубопроводов. Температура за бортом составляла минус 18 градусов по Цельсию.
Попытки убрать шасси не увенчались успехом, а при повторной попытке стойки заблокировались под опасным углом. Система управления начала вести себя так, будто самолет уже находился на земле, что сделало его практически неуправляемым. В этот момент пилот установил связь с пятью инженерами, и началось 50-минутное совещание по поиску решения. Специалисты в режиме реального времени пытались дистанционно диагностировать проблему, пока истребитель снижался в районе авиабазы.
Пилот предпринял две попытки посадки «в касание», надеясь, что удар о взлетно-посадочную полосу выправит положение шасси. Однако эти маневры только усугубили ситуацию, и стойки окончательно заклинило. Датчики самолета, ошибочно указывающие на то, что он уже находится на земле, полностью дезориентировали систему управления. В последние секунды пилот принял решение о катапультировании и благополучно приземлился на парашюте. Истребитель же вошел в спираль и рухнул на взлетно-посадочную полосу, загораясь.
Последующее расследование ВВС США выявило, что треть гидравлической жидкости в системе шасси состояла из воды. По словам инженеров, этот критический недостаток и привел к обледенению. Интересно, что всего через девять дней после этого инцидента на той же базе произошла аналогичная ситуация с другим F-35, но тому пилоту удалось благополучно посадить военные самолет. В отчете указаны множественные причины, послужившие причиной крушения: ошибки в принятии решений экипажем во время селекторного совещания, отсутствие контроля за программой по опасным материалам и фундаментальные уязвимости конструкции.
Напомним, что тогдашний глава Департамента эффективности государственного управления Илон Маск публично заявил, что дизайн F-35 «был нарушен на уровне требований», сделав его «дорогим и сложным, мастером на все руки, но ни в чем не преуспевшим». Он также добавил, что пилотируемые истребители устарели в эпоху беспилотников. Программа F-35, которая, как ожидается, продлится до 2088 года, уже обошлась бюджету США в 2 триллиона долларов, а стоимость каждого самолета лишь недавно удалось снизить с 135 до 81 миллиона долларов.