Стала известна суть претензий Генпрокуратуры к экс-главе «Роснефти» Богданчикову и инвестору Гарберу

«Ъ»: Генпрокуратура требует вернуть сахалинский актив Родине

Генеральная прокуратура Российской Федерации обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с иском против Сергея Богданчикова, Марка Гарбера и ряда компаний с Кипра, указано в реестре арбитражных дел. Прокуратура требует, чтобы 52% долей Гарбера и Богданчикова в совместном предприятии на Сахалине были переданы в государственный бюджет.

Иск был инициирован на основании выявленных нарушений в ходе проверки, направленной на выявление иностранного контроля над компаниями, имеющими стратегическое значение для России, сообщает «Коммерсантъ». 

Речь идет о совместном предприятии ООО «Сахалин-Шельф-Сервис», созданном в 1997 году для реализации проектов в области нефти и газа на шельфе Сахалина, включая «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Соучредители этого совместного предприятия — ЗАО «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (51%), японская корпорация Marubeni (25%) и американская компания International Development Services Inc. (24%).

Согласно статье, бенефициарами указанного предприятия являются граждане Кипра и Сент-Китс и Невис Богданчиков, а также Гарбер, который имеет иностранное резидентство. В соответствии с законодательством о иностранных инвестициях им требовалось получить одобрение от правительственной комиссии для контроля стратегически важных активов, однако необходимые заявки не были поданы.

Было также установлено, что в период с 1998 по 2010 год Богданчиков, занимая пост президента ПАО «НК «Роснефть», незаконно обогащался, злоупотребляя своим служебным положением, и создавал механизм для вывода своей доли в совместном предприятии из-под контроля государства.

По информации источников, летом 2000 года он организовал продажу 51% доли, принадлежащей ЗАО «Сахалинморнефтегаз-Шельф», компании АО «Восточная инвестиционно-промышленная компания» («Восток-Инком»). Среди акционеров этой компании были и дочерние предприятия «Роснефти»: «Форпроект» (81%), ЗАО «Сахалинские проекты» (14%) и АО «Роснефтефлот» (5%). При этом владельцами «Форпроекта» были ЗАО «Сахалинские проекты» и АО «Восток-Инком».

В 2005 году ЗАО «Сахалинские проекты» распорядились своими долями в СП за символическую сумму — 2,8 тысячи рублей — и в «Форпроекте» за 16,2 тысячи рублей, передав их компании ООО «Мега Альянс», основанной в 2002 году с уставным капиталом 10 тысяч рублей и не имеющей активов, лишь декларировавшей убытки. В 2007 году «Мега Альянс» также приобрел долю АО «Роснефтефлот» в СП за 25 тысяч рублей. В результате этой схемы «Мега Альянс» стал владельцем «Сахалин-Шельф-Сервис», заплатив всего 44 тысячи рублей, в то время как рыночная стоимость компании оценивалась в 900 миллионов рублей. Все эти операции были одобрены Богданчиковым.

После серии сделок, в 2010 году 100% акций АО «Восток-Инком» были переданы кипрским компаниям. В 2020 году Богданчиков и Гарбер, бывший член совета директоров ОАО «НК «Роснефть-Сахалинморнефтегаз», через кипрские компании выкупили акции этих оффшоров. В результате почти двух десятков аналогичных сделок, совершенных 30 марта 2020 года, бизнесмены получили 52,6% доли в СП.

Генеральная прокуратура квалифицировала участвующие компании как подставные или технические. Ведомство требует отмены сделок, проведенных в интересах Богданчикова и Гарбера, и возврата контролируемых ими 52,6% долей в совместном предприятии под государственный контроль.

Стоит отметить, что Сергей Богданчиков ранее возглавлял «Роснефть» с 1998 по 2010 годы и, согласно данным СПАРК, является совладельцем компании «Шельф альянс», а также управлял Fortinvest Investments Holding, зарегистрированной в Люксембурге.

Марк Гарбер — бизнесмен и писатель, старший партнер и председатель совета директоров GHP Group, до этого входил в совет директоров ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз». Прежде чем 2020 года его инвестиционная компания была акционером транспортной группы FESCO и в разное время владела активами, такими как авиакомпания Red Wings и блокчейн-платформа Vostok.

Ранее сообщалось о деталях иска Генпрокуратуры к структурам аэропорта Домодедово. 

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*