Как арбитражное дело о топливных картах грозит остановкой работы в целом регионе?
Самая крупная в Тверской области сеть АЗС оказалась под угрозой закрытия. Сбытовое предприятие «Тверьнефтепродукт», которое обслуживало более полусотни заправок, расположенных во всех концах региона, стало фигурантом арбитражного дела. В случае проигрыша поставщик топлива будет обязан выплатить сторонней организации миллиарды рублей, что может парализовать его работу, а вместе с ней и работу социальных структур, и жизнь в целых населенных пунктах.
Фото: Геннадий Черкасов
Как и десятки других поставщиков топлива, ООО «Сбытовое объединение «Тверьнефтепродукт» использовало в своей работе систему топливных карт. Этот механизм знаком любому водителю: ты кладешь деньги на карту или получаешь ее от работодателя, а потом на заправках можешь получать топливо, расплачиваясь ею. Именно таким способом, независимо от региона, пополняют свои бензобаки «горючкой» все машины скорой помощи, ГИБДД, детские школьные автобусы и многие другие.
У «Тверьнефтепродукта» были как топливные карты собственного выпуска, так и система карт стороннего предприятия, которые позволяли заправляться и на ряде других АЗС. Оператором последних с 2014 по 2018 год выступала компания «Терминал Сервис», требования на 6,5 млрд рублей к которой в конце июля этого года удовлетворил Арбитражный суд Москвы. Истцом выступила компания ООО «Виакард», которая отвечала за программное обеспечение – обслуживание терминалов, прикрепленных к его базе данных «VIACARD.proc». По мнению истца, «Терминал Сервис» «совершил действия по устранению технической защиты и видоизменению программного обеспечения», простыми словами: внес изменения в исходный код авторизированной программы.
За это «Виакард» запросил астрономическую сумму порядка 28,4 млрд рублей! Позже суд снизил требования до 6,5 млрд, но выплатить такие огромные деньги все равно весьма не просто. При том, что хоть иск и был подан к оператору топливных карт «Терминал Сервису», в силу банкротства компании бремя оплаты «Виакарду» ложится в том числе и на сбытовые общества нефтяных компаний. В данный моменты к субсидиарной ответственности по долгам «Терминал Сервиса» оказались привлечены порядка 17 физических и юридических лиц.
В этот список попало и предприятие «Тверьнефтепродукт». «Для нас и 6,5 млрд – это неподъемная сумма. Даже 100, 200 или 300 млн – это существенная сумма для предприятий нефтепродуктообеспечения. Дело в том, что наши основные затраты – это покупка нефтепродуктов. Дальше уже идут зарплаты, амортизация и налоги. То есть если из оборота изъять такое количество денег, то мы просто не сможем закупить нефтепродукты», – рассказал «МК» генеральный директор ООО «СО «Тверьнефтепродукт» Рубен Латыпов.
На данный момент на предприятии работает 534 человека, открыты 53 заправочные станции. Основная часть АЗС компании находится в районах. Там, где иногда до ближайших заправок других фирм 40–60 км пути.
«Большая часть наших контрактов – это муниципальные учреждения: медицинские, социальные, образовательные и другие. Сейчас на нас наложены обеспечительные меры и даже не можем выйти на конкурсные процедуры. Контракты подходят к концу, нужно заключать новые», – сетует Латыпов.
По мнению генерального директора Ассоциации «СРО «Тверское объединение строителей» Александра Сипягина, проблемы «Тверьнефтепродукта» – это проблемы региона. Так как если произойдет приостановка работы сбытового предприятия, может остановиться и экономика области.
«Если в результате решений Арбитражного суда там будут какие-то меры, которые повлекут к ликвидации компании, – это будет очень плохо. У нас около 30 районов, в части из них нет АЗС других. Как там строить? А мы сегодня активно возводим разные здания, идет развитие туристической инфраструктуры», – говорит Сипягин.
С ним согласен и генеральный директор ОАО «Тверьагроснабкомплект» Валерий Ивушкин.
«Это одно из крупнейших предприятий. Я в АПК с 1994 года работаю, они всегда были основными поставщиками. Для нас важно, что топливо качественное, для некоторой современной техники это очень чувствительно. Заместить такого поставщика в области будет проблемно, может возникнуть большой дефицит», – говорит он.
Главы отдаленных от регионального центра муниципалитетов и вовсе не представляют функционирования жизни своих районов. Ведь в некоторых из них АЗС «Тверьнефтепродукта» – единственная заправка на много километров вокруг.
«До других ближайших АЗС нам ехать порядка 60 км. Для нас это не только предприятие по сбыту топлива, но и единственный круглосуточный магазин, и стабильное место работа для жителей. Все наши образовательные учреждения заправляются тут, машины муниципалитета», – рассказывает глава Фировского района Елена Самодурова.
«Мы ждем расширения и модернизации АЗС, ни в коем случае не закрытия. Жизнь района в таком случае будет просто парализована. Это будет беда, которую нельзя никак допускать», – поддержал коллегу глава Пеновского муниципального округа Владимир Морозов.
Как рассказал «МК» водитель машины скорой помощи Александр, каждый четвертый житель области живет вдали от крупного города. Сетью автозаправок «Тверьнефтепродукта» охвачено более 90% территории Тверского региона. В некоторых районах это единственный поставщик топлива.
«Добраться до больного порой бывает очень трудно. По самой скромной статистике, в день одна машина скорой помощи может проехать до 500 км и выше. Соответственно, автомобилям требуется дозаправка топливом по маршруту движения. Прекращение работы ключевого поставщика топлива в нашем регионе недопустимо. Даже если искать другого поставщика, на что в любом случае уйдет время, придется отклоняться от маршрутов для заправки топливом, это опять же грозит несвоевременным оказанием медицинской помощи населению и существенным ростом расхода топлива на пробеги, потерей времени врачей на дорогу к пациенту», – сообщил Александр.
Получается, что спор хозяйствующих субъектов может парализовать целый регион? А еще получается, что если иск «Виакард» будет удовлетворен кассацией Девятого арбитражного суда в этом ноябре, то поставлявшая бензин социально значимая компания может оказаться на грани банкротства.