В Кремле потребовали усиления контроля после претензий Белоруссии
4
Президент Владимир Путин потребовал от «Транснефти» объяснений, как в ее экспортный нефтепровод «Дружба» попала загрязненная нефть, из-за которой Белоруссия остановила транзит российского сырья в Европу. Глава компании Николай Токарев сослался на мошенничество и нарушение регламентов частными структурами, контролирующими качество сырья на пункте приема, но не стал отрицать ответственности самой монополии. Теперь «Транснефти» предстоит подготовить предложения по изменению системы проверки нефти на входе в ее систему.
Глава «Транснефти» Николай Токарев доложил президенту Владимиру Путину о ситуации с поставками нефти, загрязненной хлорорганическими соединениями, по нефтепроводу «Дружба» в Белоруссию и транзитом через нее в Европу. О поступлении некачественного сырья в Минске заявили 19 апреля, спустя неделю Белоруссия наполовину снизила переработку на своих НПЗ и по требованию европейских потребителей прекратила транзит на их территории.
Основным вопросом встречи стало то, как некачественное сырье прошло через систему контроля на трубе.
Напрямую господин Токарев на него не ответил, пояснив, что большинством из 150 пунктов приема нефти в РФ владеют крупные нефтекомпании, которые сами ведут подготовку товарной нефти и сдачу ее в систему. Также существенная часть терминалов принадлежит частным предприятиям, которые принимают нефть по договору с «Транснефтью», проводят ее паспортизацию и контролируют качество.
По данным монополии, загрязненную хлорорганикой нефть намеренно вбросили через частный терминал в Самарской области, который принимает сырье малых производителей из Ульяновской, Оренбургской и Самарской областей. «В данном случае это просто чистой воды мошенничество в нарушение всех инструкций и нормативных требований»,— заявил господин Токарев на вопрос Владимира Путина, почему не сработала система контроля. Он сообщил, что материалы по этому делу компания передала в управление ФСБ по Самарской области.
«Они смошенничали, а ущерб для нас и экономический, и материальный, да и имиджевый очень серьезный!» — отметил президент.
Он заявил, что нужно менять систему надзора за качеством нефти, так как самоконтроля нефтекомпаний недостаточно. Николай Токарев уточнил, что нормативную базу и отраслевые регламенты предлагается дополнить мерами, которые дополнительно усилят возможность контроля над приемом нефти в систему магистральных нефтепроводов.
Сколько Белоруссия потеряла из-за хлоридной нефти
Источники “Ъ”, знакомые с ситуацией, поясняют, что из каждой партии нефти, поступающей на пункт приема, берется несколько проб, в том числе арбитражная, которая хранится для проверки на случай претензий по качеству сырья. Причем, отмечают собеседники “Ъ”, пробы с самарского терминала, на который указывает «Транснефть», проверялись в лаборатории самого нефтепровода «Дружба». «Так что тут вопрос во многом к лаборатории»,— говорит один из источников “Ъ”. По его словам, нефть при поступлении с частного терминала должна еще раз перепроверяться самой «Транснефтью». В компании ситуацию не комментируют.
По словам Николая Токарева, 30 апреля на территорию Белоруссии уже поступила кондиционная нефть, а Новополоцкий завод снабжается веткой через Сургут. «То есть ситуация более или менее выправилась»,— отметил глава «Транснефти». Он также сообщил, что загрязненная нефть (по оценке Белоруссии, ее объем превышает 1 млн тонн) вывозится обратно в Россию по железной дороге. Затем ее планируется подмешивать к качественной нефти в Новороссийске и продавать.
В то же время в «Белнефтехиме» снова не подтверждают поступления чистой российской нефти. Белоруссия 30 апреля полностью остановила прием нефти из РФ и транзит планирует восстановить только 2 мая после вытеснения некачественной нефти из системы.