Starcom испытывает жажду

На рынке рекламных агентств может смениться лидер

Агентства, специализирующиеся на онлайн-рекламе, стали теснить традиционных лидеров в рейтинге крупнейших покупателей рекламы, следует из ежегодного рейтинга Adindex. На результаты повлияло в том числе изменение методики подсчета, в которой начал учитываться сегмент performance-маркетинга. Лидер на этом рынке сменится уже по итогам 2019 года, прогнозируют эксперты: Starcom после потери клиентов в лице «Вымпелкома», Mars и Coca-Cola может уступить по размеру бюджетов агентству Media Instinct.


По итогам 2018 года 20% рынка рекламных агентств России заняли две компании — Starcom (входит в Publicis Groupe) и Media Instinct (OMD OM Group), которые консолидировали 4,6% всего рынка рекламы в СМИ, следует из ежегодного рейтинга, составленного для “Ъ” Adindex. В исследование вошли 87 компаний, занимающихся закупкой рекламы хотя бы в одном из пяти медиа, где есть независимый мониторинг: на ТВ, радио, в прессе, наружной рекламе и интернете. Совокупно эти компании разместили рекламы на 263,12 млрд руб., или 47% всех медиабюджетов.

В 2019 году ситуация на рынке изменится, указывает составитель рейтинга Ирина Пустовит: Starcom, вероятно, уступит лидерство Media Instinct. В 2019 году Starcom лишилось сразу трех крупных клиентов. Так, Mars и Coca-Cola передали свои бюджеты, оцениваемые в 2018 году в 3,31 млрд руб. и 2,73 млрд руб. соответственно, в агентство MediaCom (входит в GroupM). Последнее занимает лишь 16-е место в рейтинге по итогам 2018 года. Из его потерь самая существенная пока — фармацевтическая GlaxoSmithKline (3,16 млрд руб. в 2018 году), которая с 2019 года перешла на обслуживание в Zenith.

Лишилось Starcom и контракта с оператором «Вымпелком» (5,33 млрд руб. в 2018 году), который теперь будет обслуживаться в Havas Media (входит в АДВ). Помимо этого, Havas Media в конце 2018 года выиграло крупный тендер на закупки телерекламы для ритейлера «М.Видео—Эльдорадо». Бюджет этой группы в 2018 году оценивался в 2,17 млрд руб.

Компенсировать эти потери Starcom сможет лишь частично: в 2019 году к нему перешел McDonald’s (2,88 млрд руб. в 2018 году), который до того более 15 лет на всех рынках обслуживался в OMD Optimum Media. При этом Publicis Groupe на 2019 год лишилась и еще одного крупного клента: из ее агентства Spark Foundry (15-е место в рейтинге) в Dentsu Aegis Network Russia перешел бюджет Mondelez International (2,06 млрд руб. в 2018 году).

Как сообщал “Ъ” 17 апреля, публикуя рейтинг рекламодателей, в этом году методика подсчетов изменилась: Adindex впервые оценил сегмент performance-маркетинга, то есть закупки интернет-рекламы с оплатой за результат. В этот сегмент входят контекстная реклама, programmatic (закупка через онлайн-аукционы) и лидогенерация (оплата за действия пользователей, привлеченных на сайт компании партнерами). Его учет привел к переоценке крупнейших российских рекламодателей: на первых строчках рейтинга FMCG-производителей сменили сотовые операторы, делающие большую ставку на интернет-рекламу.

Как в рейтинге рекламодателей сменились лидеры

Уточнение интернет-бюджетов отразилось на раскладе сил и на агентском рынке: третье место вернула себе Dentsu Aegis Network Russia (см. таблицу) — крупнейшая группа в интернете, в составе которой четыре digital-агентства. Первое и второе места сохранили OMD OM Group и Publicis Groupe соответственно.

Рейтинг показывает позиции агентств и групп на рынке по стандартным медиа, которые поддаются мониторингу, но задачи клиентов уже нельзя решать традиционными способами, отмечает главный операционный директор Dentsu Aegis Network Russia Александр Захаров: агентства эволюционируют в сторону технологических партнеров и бизнес-консультантов. Вице-президент по развитию бизнеса OMD OM Group Ольга Барская относит к плюсам рейтинга Adindex устоявшуюся методологию подсчета по офлайн-медиа и совершенствование онлайн-методики. «Если же говорить о зонах, требующих доработок, то в первую очередь это привязка бюджетов агентств к юридическим лицам, которая в нашем случае некорректно отражает реальность»,— указывает она.

В целом же в последние годы большинство крупных компаний-рекламодателей наращивают бюджеты все медленнее, а бюджеты новых категорий, малых и средних компаний растут стремительно, как и их доля в рекламных расходах, добавляет директор по инвестициям Publicis Media Екатерина Алексеева. Еще одна причина снижения доли крупнейших агентств — специфика оценки бюджетов, считает она: крупные агентства и рекламодатели делают много проектов, которые не учитываются в рейтинге.

Не все крупные агентства в принципе сотрудничают с Adindex в подготовке рейтинга: так, в Media Direction Group (шестое место среди групп) отмечают, что не согласны с закрытостью методологии и состава экспертов.


Крупнейшие в России рекламные группы

Место в 2018 годуМесто в 2017 годуГруппа и агентства в ее составеОборот в 2018 году (млрд руб. с НДС)
11OMD OM Group57,04
Media Instinct24,93
OMD Optimum Media18,07
Air4,57
OMD AMS3,5
Horizon2,26
Easy Media1,59
Media Pulse1,19
Mediaplan0,93
22Publicis Media Russia51,97
Starcom25,06
Zenith11,68
Starlink8,73
Spark Foundry5,56
Blue 4490,93
34Dentsu Aegis Network Russia40,35
Carat19,24
Dentsu X7,72
Vizeum7,17
People & Screens2,49
Traffic Isobar1,87
iProspect0,88
Adactum0,67
All.Agency0,25
Isobar Moscow0,064
43АДВ31,76
Havas Media12,24
Initiative11,8
UM2,79
Maxima2,44
Arena Media1,94
Mliner0,44
АДВ Digital0,1
55GroupM21,68
MindShare8,59
Wavemaker7,83
MediaCom5,27

Источник: Adindex.




Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*