Федеральные и ведомственные медучреждения в Москве не выдерживали конкуренции с крупными городскими многопрофильными стационарами. Их перевод на бюджетно-сметную модель финансирования в рамках новой реформы ОМС может отчасти исправить ситуацию, однако не гарантирует повышения качества оказываемой гражданам медицинской помощи, считает эксперт.
Леонид Печатников | Фото: РАНХиГС
Нет гарантий, что передача функций экспертизы медицинской помощи от страховых медицинских организаций (СМО) на уровень ФОМС сделает этот процесс более эффективным. Об этом заявил декан факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и госслужбы, бывший вице-мэр Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников, выступая на Vademecum MedDay – 2020 1 декабря. Частичный возврат к бюджетной модели финансирования здравоохранения он считает откатом назад.
«Все больше голосов раздается, что надо вернуть здравоохранение в старую колею бюджетной медицины. И те законопроекты, которые либо уже приняты, либо еще готовятся, если не отменяют страховую медицину, то по сути дела несколько микшируют ее основные принципы», – заявил Печатников. По его словам, этот процесс во многом уже необратим.
Перевод федеральных медучреждений на бюджетно-сметную модель финансирования в рамках новой реформы ОМС Печатников объясняет заботой государства о передовых клиниках, которые должны проводить научные исследования и заниматься организацией образования молодых врачей. Но «создание заповедника в федеральных институтах, которые будут выведены из конкурентной среды и смогут получать финансирование независимо от качества и количества оказываемой медицинской помощи», он считает плохой тенденцией.
Печатников отметил, что в Москве федеральные и ведомственные медучреждения не выдерживали конкуренции с крупными городскими многопрофильными стационарами. В итоге оттуда уходили врачи, а сами центры уступали по уровню оснащенности, квалификации специалистов, койки в них простаивали.
Эксперт подчеркнул, что страховые компании не справлялись со своими функциями по оценке качества и эффективности лечения в медицинских учреждениях, проверке обоснованности госпитализаций. Причину он видит в отсутствии квалифицированных экспертов. «Хватит ли у Фонда ОМС этих экспертов, которые должны будут оценивать это качество. Я не уверен», – резюмировал Печатников.
Госдума приняла поправки в закон «Об ОМС» в третьем чтении 24 ноября. Реформа предполагает сокращение доходов страховых медорганизаций и выделение финансирования для федеральных клиник в отдельный сегмент. Представители бизнеса критиковали законопроект за «коррупционный посыл». По их мнению, реформа не решает проблем федеральных клиник с финансированием, а концентрация полномочий страховщика в ведении ФОМС ведет к последствиям, «которые будет сложно проконтролировать». ФАС обещала организовать мониторинг рисков правоприменения закона.